Пидан от начала времен - Интернет-газета "Джентри"
Интернет-газета "Джентри"

Пидан от начала времен...

ПиданCамые ранние упоминания о Пидане мы находим в летописях мохэсцов. Мохэ – многочисленные и сильные племена, одушевлявшие окружающую их природу. Все окружающее – живое – и имело, по их представлению, душу. У мохэ существовали священные места. Как правило, священные места мохэ связаны с горами. Об одном из них и сообщал летописец: «Вблизи горы водятся тигры, леопарды, бурые медведи и волки, которые не трогают людей. Людям запрещено мочиться при нахождении вблизи горы…» В другой летописи говорится, что « Пидан очень почитают и боятся, люди не осмеливаются убивать водящуюся там дичь…» Мохэ обитали в районе Пидана в IV – VII веках. Одно из поселений мохэ было раскопано в 1953 году в Приморье у села Осиновки вблизи Уссурийска.

Пидан был священным местом еще до мохэ, но, к сожалению, более ранних письменных источников других народов, писавших о Пидане, я не знаю. По сути, мохэ сообщают, что название горы – Пидан уже существовало, когла они пришли в эти места. Но кто жил до мохэ в Южном Приморье и каким образом к мохэ перешли знания и почитание Пидана, они не сообщают. В связи с тем, что справлять естественные нужды вблизи Пидана было запрещено, племена и не селились вблизи горы.

А вот государство Бохай, существовавшее на территории Южного Приморья после мохэ, оставило гораздо больше письменных свидетельств о Пидане. Именно бохайцы создали свою руническую письменность. В одном из образцов народного творчества китайцев X-XII веков «Ли Бо, небожитель, пьяный пишет письмо, устрашающее государство Бохай», рассказывается о письме бохайского короля, написанного не понятными для китайцев знаками, напоминающими отпечатки лап животных и птиц.

Руны бохайцев похожи на тюркские руны. Э.В.Шавкунов сделал попытку дешифровки бохайских рун и нашел в них слово «Суйубинг» - Шуайбин (Раздольная), начертанное знаками древнетюркского рунического алфавита. В Бохае были ученые, пользовавшиеся широкой известностью за пределами Бохая. Один из них, бохаец по имени Хайтей, в 882 году побывал в Японии. Так как Хайтей был знаменитый ученый, то микадо приказал навещать его ученому Сугавара Мицидзане. Оба остались крайне довольными друг другом. Хайтей рассказал Мицидзане и о Пидане – уникальном священном месте, которые почитали еще до мохэ и шуби, народы, проживающие на территории современного Южного Приморья.

Хайтей рассказал о шуби – летающих людях, живших еще в то время на вершине Пидана, о гигантском кристалле на вершине горы, и о жрецах, охраняющих священное место. Сегодня с записью рассказа Хайтея можно ознакомиться в храме Цуругаока Хатиман, находящемся в японском городе Камакура. Именно Хайтей объяснил перевод названия Пидан, как «камни, насыпанные богом».

Бохайская литература уделила достаточно внимания священному месту - горе Пидан. К сожалению, мне не удалось найти сохранившиеся образцы литературного творчества бохайцев, но в корейских летописях, например – в «Сангочжи» упоминается о произведении Хайтея «Пидан более высок чем Чайбоншань» и о произведении бохайского посла Хайкина «Путь тигра на вершину Пидана». В корейских хрониках также упоминается о таинственной пещере предков правящей династии когурёсцев, которая находилась где-то на востоке.

В корейской летописи «Сангочжи», в разделе о Когурё сказано: «На востоке страны имеется пещера, которая называется Сухель (пещера духа Су). В десятом месяце, когда собирается народ всей страны, изображение духа Су водворяется у реки, находящейся в восточной части страны, и там совершаются жертвоприношения ему». В «Сангочжи», в разделе о духовной жизни Когурё, говорится, что пещера духа Су находится внутри священной горы. Гора эта – самая высокая в той части страны. Пещера хранит озеро, которое питает реку. В пещеру могут попасть только жрецы, остальные могут находиться лишь у реки, которая вытекает из подземного озера. Там же дается объяснение появлению пещеры – «...когда Земля дрожала, между скалами образовалась узкая трещина, а боги засыпали ее камнями...». Так что пещера Пидана не карстовая, не лавовая, а образовалась скорее всего при подвижке тектонических плит.

Очевидно связь пещеры Пидана с подземными водами, а может и излучениями, газовыми и водными, сохраняется до сих пор. Этим и объясняются уникальные лечебные свойства воды, набранной из подземного озера. А целебные качества вода Пидана сохраняет и там, где она течет из под камней горы, сливаясь в ручей, и даже там, где образовался первый от вершины горы водопад. Нужно отметить, что в литературных источниках Бохая, все что связано с Пиданом, подается как достояние Бохая.

Бохайцы переделали легенды и они стали звучать так: «Могущество Бохая было поколеблено, а затем и уничтожено киданьскими племенами. Но Бохай сохранил территорию на востоке, где находился Пидан, а Шуайбинь оставался независимым вплоть до возвышения чжурдженей. В летописях корейцев, сохранившихся до наших дней, говорится о защите Пидана: «…пока кристалл Пидана освещает восток страны, Бохай будет непоколебим». Позже на территории Бохая возникло государство чжурдженей. Чжурдженей объеденил Агуда, которого учил воинским искусствам жрец с Пидана. Как гласит легенда. Когда Агуда обращался к своим воинам, он стрелял из лука, пламя выбивалось из-под его ног и загоралось на копьях воинов чжурдженей. О Пидане и жрецах Пидана рассказывает написанная в 1127 году «Чжурчжэньская история».

С чжурчженями связан и еще один феномен Пидана – чжурчженьские лягушки, отмечавшие места скрытых сокровищ. На Пидане три лягушки, отмечающие скрытые клады. Но ни один из этих кладов до сих пор не обнаружен. А государство чжурчженей, просуществовав почти 200 лет, умерло. Племена вернулись к изолированой жизни и о дальнейшей истории Приморья почти ничего не известно. Также перестал упоминаться в летописях после 1300 года и Пидан – мистическое сердце Приморья.

Источники: А.П.Окладников, А.П.Деревянко «Далекое пршлое Приморья и Приамурья», Дальневосточное книжное издательство, 1973 г. , Э.В.Шавкунов «Государство Бохай», Е.И.Кычанов «Первый бохайский письменный памятник на камне – «Материалы и исследования по археологии СССР», 1960 г.

Александр Ремпель.

Наверх

Copyright © 2011-2017 Интернет-газета "Джентри"

Российское общество тарологов

Рейтинг@Mail.ru