Мавки и русалки - Интернет-газета "Джентри"
Интернет-газета "Джентри"

Мавки и русалки.

РусалкаВ западно-украинском фольклоре нявки, или мавки, - лесные нимфы, заманивающие мужчин в чащу, в топкое болото, в другие опасные места. При этом мавки являются людям в обличье неотразимых красавиц, нередко принимая вид умершей невесты или возлюбленной своей жертвы.

В повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков" гуцул Иван Палийчук, тоскующий по утонувшей невесте, заманиваемый мавкой, падает с кручи и гибнет.

Не с одной ли из таких "нимф" родных лесов повстречался в молодости другой Иван, а именно - Иван Сергеевич Тургенев. Об этой встрече Тургенев рассказал Мопассану и Флоберу. Позже Мопассан описал этот случай в своей новелле "Ужас", где герой не вымышленный, а сам И.С.Тургенев.

"Будучи еще молодым, он как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое его тихо уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно. Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча... Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое, морщинистое, гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно груди - болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног. Наконец молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног пустился бежать по лесу, бросив ружье и одежду. Страшное существо бежало за ним; оно бежало также быстро и по-прежнему взвизгивало. Обессиленный беглец - ноги у него подкашивались от ужаса - уже готов был свалиться, но тут прибежал вооруженный кнутом мальчик, который поблизости пас стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях".

Пушкинские русалки человекоподобны. Одна - на ветвях сидит, а чтобы взобраться на дерево, нужны кроме рук, еще и ноги. Другая, бывшая в земной жизни обманутой невестой, став русалкой, сохранила все человеческие признаки, сменив только среду обитания. Таковы же русалки Гоголя. А вот "царская дочь" у Лермонтова - совсем иная. Это уже химера, получеловек-полурыба, "чудо морское с зеленым хвостом". Оба эти образа есть и в мифологии - как античной, так и средневековой и даже в современной. А русалочка у Андерсена объединяет два образа: с помощью морской ведьмы она трансформируется - вместо рыбьего хвоста у нее появляются человеческие ноги. Так Андерсен решил для себя проблему двойственности этого вида мифических существ.

В книге Д. Ю. Баянова "Леший по прозвищу Обезьяна" приводится свидетельство того, что молодые русалки, как и положено молодым, могут быть привлекательными. Они прилагают к этому усилия - в отличие от своих мужчин расчесывают длинные волосы гребнями, которые похищают в деревенских банях. В разделе "О брачном союзе человека с дочерью лешего" приводятся данные из фольклора.

"В оврагах, развалинах, пещерах и лесных дебрях живут женщины-пери: они часто влюбляются в людей" (Армения). "Грузинские каджи... стараются войти в любовную связь с мужчинами и не упускают случая соблазнить их". "В лесу Арсурри забегает вперед человека, нагло смеется, показывает... зовет его к себе" (Чувашия).

И чем дальше по месту и времени подобные рассказы, тем сильнее действует воображение поэта или сказочника, превращая косматую бесстыдницу в обворожительную нимфу. Но не только фольклор... Вот криптозоолог М. Г. Быкова (альманах "Древо тайн" 1993 г.) приводит рассказ участницы события из не столь далеких времен - 1952 год. Западная Сибирь.

На купающегося в лесном озере парня "покушалась" некая "водяная девушка". "Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами... на меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнула и, вскочив, рванула его за волосы из воды. Заметила при этом, как зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду". Старик, предостерегавший молодых лесозаготовителей от купания в этом озере (без объяснения причин), много лет спустя рассказал, что в далекой молодости здесь же был захвачен русалкой и еле спасся.

Как похожа эта сибирская русалка на морскую царевну из баллады Лермонтова? "Синие очи любовью горят; брызги на шее, как жемчуг, дрожат...". Правда, царевич оказался во всех смыслах "на коне": ничтоже сумняшеся, он по военному решительно вытащил русалку из воды. И что же? "Видит, лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом. Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит..."

Наверное, нет и не было на земле страны, в мифах, легендах и преданиях которых не фигурировали странные полулюди-полурыбы - обычно прекрасные длинноволосые девушки с рыбьими хвостами вместо ног. В разных местах их называли по-разному: русалки, нереиды, наяды, лорелеи, мемейды. Прародителем всех очаровательных морских дев считалось древнее вавилонское божество мужского пола по имени Эа (в некоторых источниках он фигурирует как Оаннес), почитавшийся сначала в городе Эриду, а затем во многих других городах Передней Азии. Согласно мифам, божество каждое утро выходило из волн Красного моря, чтобы обучать людей земледелию, строительству храмов и городов, врачеванию, многим другим искусствам и ремеслам. А вечером оно снова скрывалось в морских волнах.

Ранние изображения Эа - в "шлеме" из головы судака и в плаще из рыбьей шкуры - мало напоминало морских дев. Но вот Эа начинает менять облик. Берос, халдейский жрец и астролог, живший в III веке до нашей эры, описывает его так: "Тело божественного животного похоже на рыбье. Под рыбьей головой у него другая голова. Есть у него и человеческие ноги, сросшиеся с рыбьим хвостом..."

Библейский Дагон - "филистимский идол", упоминаемый в Книгах Судей, Царств и других разделах Библии -мужчина с ассирийской бородой, мускулистыми руками и торсом; ниже пояса рыба. Русал? Водяной?

Первым рыбохвостым божеством женского пола становится Атаргатис (или Деркето), сирийская богиня Луны и рыболовства, культ которой процветал в городе Иераполе (совр. Мембидж в Сирии). По словам римского историка Лукиана, она была наполовину женщина, но от бедер вниз у нее рос рыбий хвост. Никто в стране древних финикийцев не смел ловить рыбу без разрешения грозной богини. Лицензии за хорошую плату выдавал ее верховный жрец. На некоторых дошедших до нас финикийских монетах можно видеть изображение Атаргатис, по виду это - уже типичная русалка.

С развитием финикийской культуры слава богини-русалки растет. Некоторые ученые полагают, что "рожденная из пены морской" греческая богиня любви Афродита (а следовательно и римская Венера) ведет свое происхождение от Атаргатис. На древних коринфских монетах колесницу с Афродитой везут два тритона, оба, как и Астаргатис, с головы до кончика хвоста "чистокровные" русалки.

Знаменитые сирены первоначально изображались в виде птиц с женскими головами. Но затем внешность их коренным образом изменилась, они стали двойниками тритонов. Именно у этих жестоких, но обворожительных созданий морские девы более поздних времен заимствовали свой чарующий голос.

Первые страницы "естественной истории" русалок написал римский писатель и натуралист I века Плиний Старший, "Что касается сирен, - говорит он, - то слухи о них не басни: а истинная правда. Они действительно существуют; взгляните, как изображают их художники. Все их тело шершавое или чешуйчатое, даже в верхней части туловища, напоминающей женскую фигуру. Сирены живут в море, вблизи берегов. Их тихие печальные голоса можно услышать и днем".

Сообщения о "подводных людях" нередки в европейских средневековых хрониках. В 1187 г. близ Оксфорда был пойман "морской человек", сумевший вскоре освободиться и бежать обратно в море. В 1305 г. у берегов Голландии поймали "морского человека", облаченного в "рыцарские доспехи" который умер после 3-х недель содержания в неволе. В 1400 г. в Голландии поймали "морскую девушку", прожившую в неволе несколько лет.

Приведу отрывок из Sebastian Munster (1628), приведенный в книге S.Streicher "Fabelwesen de Meeres" (VEB Hinstorff Verlag Rostock 1982). "Еще в давние времена честные и правдивые римские воины были убеждены, что они видели русалок в Гадитанском Океане, почти полностью подобных людям. Одно существо было обнаружено в 1523 году и имело величину пятилетнего ребенка. В 1527 году, 3-го дня месяца вина люди увидели на берегу морскую русалку. В Epiro один морской человек (русал?), как о том сообщают достоверные хроники, недалеко от колодца увидел женщину и девушку, которые доставали воду и привлекли его жадное внимание; одна из них пошла вдоль берега, он схватив ее за укромное ниже пояса место совершил насильственное распутство. Как только об этом узнали в городе, сделали все возможное и невозможное, чтобы его догнать, и, наконец, поймали и связали веревками. Так как он отказывался принимать пищу, то постепенно изнемог и высох. Известно, что такие морские мужчины подстерегают женщин и совершают позорные непотребства сверх всякой меры.

Ludovicus Vives в своей книге о истинах христианской веры во второй книге сообщает, что за 12 лет до написания книги, в Нидерландах был пойман морской человек и находился в плену в течение двух лет, начал понимать человеческую речь, однако, когда он во второй раз схватил заразу (чуму), то был выброшен обратно в море, чему он был чрезвычайно рад.

В 1726 году увидела свет книга немецкого священника Валентина "Естественная история Амбойны". Он жил в Ост-Индии и, описывая животный мир живописных островов, не мог обойти молчанием русалок, которые по его словам, были там весьма обычным явлением. Под рисунком 1717 г. подпись гласит;" похожее на сирену чудовище было поймано на побережье Борнео в административном округе Амбойна. В длину 1,5 м. Прожило на суше 4 дня и 7 в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раковин есть не стало..."

Вот любопытная запись в судовом журнале известного мореплавателя Генри Гудзона (1550-1611): "Сегодня один из членов нашей экспедиции заметил с борта русалку и позвал товарищей, чтобы они посмотрели на нее. Все время, пока русалка проплывала близко от корабля, она строго смотрела на людей. Потом поплыла в открытое море и перекувырнулась несколько раз. Когда русалка нырнула, матросы рассмотрели ее хвост. Он напоминал хвост дельфина, но был крапчатый, как у макрели".

В Японии широко распространены легенды о "камышовом человеке", способном жить под водой. Его облик близок к человеческому, за исключением перепонок и ногтей на руках и ногах. Сообщается, что в XX веке "камышового человека" видели десятки раз. Христофор Колумб тоже утверждал, что собственными глазами видел трех прекрасных дев с рыбьими хвостами, резвящихся у побережья Гвианы. Норвежский путешественник Тур Хейердал, описывая плавание на "Кон-Тики" в 1947 г. писал: "Несколько раз, когда океан был спокоен, в черной воде вокруг плота появлялись круглые головы, имевшие в диаметре 60-70 см, не шевелясь, смотрели на нас большими сверкающими глазами". В 1960-х годах возле побережья Флориды водолаз в течение нескольких минут наблюдал на глубине 13 м. с близкого расстояния существо с головой обезьяны на длинной шее...

Некоторые исследователи полагают, что эти существа имеют лишь внешнее сходство с человеком и вообще не обладают разумом. Другие предполагают наличие под водой наряду в высокоразвитыми существами их ближайших родственников, отклонившихся в ходе эволюции от основного пути развития. В пользу гипотезы о деятельности в глубине Мирового океана высокоразвитых разумных существ говорят сотни происшествий, необъяснимых с позиции науки...

Ученые давно обнаружили в некоторых морях и реках странных животных с рыбьими хвостами и... как бы с женским туловищем. Зоологи назвали их сиренами. Сирены эти по своим вокальным данным - прямая противоположность сладкоголосым сиренам из легенд. Нет у сирен и длинных волос, как нет и прекрасной внешности: головы их на редкость непривлекательны.

Суеверные мореплаватели нередко принимали дюгоней за "морских дев". Тем не менее моряки издали не раз принимали их за человекоподобных существ. Один капитан рассказывал, что как-то в Красном море на его корабле подняли тревогу: "Человек за бортом!" Смотрят: трое потерпевших кораблекрушение людей стоят по грудь в воде и сигналят руками. Нет, их четверо, даже пятеро. С ними женщина. Она прижимает к груди ребенка! Корабль немедленно изменил курс. Вдруг "утопающие" нырнули, и перед глазами изумленных моряков мелькнули рыбьи хвосты. Капитан уверял, что сходство самок дюгоней с купающимися женщинами столь велико, что ему сразу стало ясно происхождение легенд о морских девах. Молочные железы расположены у них не на брюхе, как у всех животных, а на груди. Передние ласты очень подвижны, и кормящие самки имеют обыкновение, плывя на спине, прижимать сосущего детеныша одним ластом, словно рукой к груди. Мать склоняет к нему голову - совсем как женщина, баюкающая младенца. Сирены обитают в тропических морях и реках. Науке известно четыре их вида: дюгонь (Красное море, прибрежные воды Индийского океана), ламантин (реки и морские заливы западного побережья Африки), обычный манат (восточное побережье Америки) и амазонский манат (реки бассейна Амазонки и Ориноко). Это травоядные существа, основная их пища водоросли, морская трава и ил. Безобидные и, прямо скажем, некрасивые существа: заячья губа, лысая голова моржа, тюленьи ласты, слоновая шкура... Интеллектом они не блещут. И на что только не способно человеческое воображение, особенно в романтические эпохи великих мореплавании!

В 1987 г. в Новосибирске вышла книга "Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири", собранные В.П.Зиновьевым. Там есть рассказ девочки, поившей ночью коня в старице.

Она увидела, что на противоположном берегу сидит на кочке женщина и расчесывает волосы. Девочка решила, что это знакомая старушка, Михайловна, "прибрела и моется". Мать девочки усомнилась: "Че она ночью-то мыться будет?" Через день девочка снова поила коня и опять увидела ту же картину. Любопытная девчушка решила разрешить сомнения: "Конь то пьет, а я говорю:

- Ты че, бабушка Михайловна, ночью моешься? Она как в воду-т - бух! Конь-то у меня со всех ног..."

Как будто ничего особенного. Но концовка рассказа совсем не мифологического характера: "Ее потом Сафонов убил, эту русалку. Из воды вытащил и показывал. У нее голова и руки, тело-то человечье, а ниже - хвост рыбий. Черный такой, в чешуе".

В журнале "Наука и жизнь" (№ 4. 1991) помещен реферат статьи американского зоолога К. Банзе "Основы биологии русалок", опубликованной в 1990 г. в журнале "Ламнология и океанография". Автор статьи без всякой иронии относится к многочисленным в прошлом свидетельствам о человекообразных существах, обитающих в воде.

"Детали описаний и изображений таких существ во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладала бинокулярным зрением... У русалок характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге... Задняя часть тела не имеет конечностей и изображается обычно с чем-то вроде хвостового плавника рыб, но на самом деле это скорее нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. Рыбья чешуя - лишь свидетельство того, что художники обычно сами не встречались с этими животными. На самом деле задняя часть тела, видимо, была покрыта ороговевшими складками кожи".

Автор отмечает, что в литературе о русалках истинные факты смешаны с предрассудками, легендами, игрой воображения, но все же могут быть отфильтрованы. Частота встреч с русалками стала снижаться после эры географических открытий - эти существа обитают в прибрежных водах, а развитие судоходства уводило моряков все дальше от побережий. А развитие просвещения и рост научного скептицизма привели к тому, что многим, видевшим русалок, стало просто неудобно об этом рассказывать. Причина же их вымирания - усиление рыболовства и загрязнение моря.

Наверх

Copyright © 2011-2019 Интернет-газета "Джентри"

Российское общество тарологов

Рейтинг@Mail.ru