Праздник Хеллувин - Интернет-газета "Джентри"
Интернет-газета "Джентри"

Праздник Хеллувин.

ХеллувинС незапамятных времен в Европе существует обычай, следуя которому, люди в определенные дни года разжигают костры, танцуют вокруг них или же через них прыгают. Своими корнями эти обычаи уходят в дохристианскую эпоху. Нередко на этих кострах сжигались чучела людей или инсценировались сожжения живого человека. Есть основания полагать, что в далеком прошлом в таких случаях действительно подвергались сожжению живые люди.

Главные кельтские праздники огня, которые уцелели до настоящего времени, видимо не были связаны с положением солнца на небе. Всего таких праздников было два, и отмечались они с интервалом в шесть месяцев: один в канун первого мая, другой - в канун дня Всех Святых (то есть 31 октября). Эти даты не совпадают ни с одним из четырех великих поворотных пунктов солнечного года: с днями летнего и зимнего солнцестояния или весеннего и осеннего равноденствия. Не согласуются они и с основными моментами земледельческого года, то есть с севом и уборкой урожая. Тем не менее, 30 апреля и 31 октября являются в Европе поворотными моментами года: первое мая возвещает летнее тепло и богатый растительный покров, а 31 октября предвещает холод и бесплодие зимы. Существует версия, что скотоводческие народы к этим дням выпускали скот из загонов или загоняли обратно в хлев. Как бы то ни было, корни праздников лежат настолько глубоко, что уходят еще к первым разумным людям, которые вкладывали в праздники мистический смысл.

Хеллувин (Самхейн - кельтское название) - "праздник мертвых", ночь Дикой Охоты (ночь с 31 октября на 1 ноября). В течение магических суток завеса между здешним и Потусторонним мирами становится наиболее тонкой и любые существа легко могут проскальзывать из одного мира в другой. Это древний Новый год, самый важный старинный праздник. Жители древней Ирландии каждый год в Хеллувин (Самхейн) заново раскладывали костры и от их священного пламени зажигали все остальные огни. Новый огонь раскладывался в первый день нового года, чтобы его благодатное влияние распространялось на все последующие 12 месяцев. С вечера 31 октября кельты шли к гадалкам, предсказателям, чтобы узнать, что ждет их в будущем году. До сих пор по всему миру именно 31 октября идут люди к астрологам и прорицателям, магам и руническим мастерам, гадателям и специалистам оккультных наук, потому что в этот день гадания наиболее точны.

По всей Европе Хеллувин (Самхейн) - ночь 31 октября, знаменующая переход от осени к зиме, была тем временем, когда души умерших возвращаются в свои жилища, чтобы погреться у огня. Однако предполагается, что не только души умерших незримо витают поблизости в этот день, "когда осень передает бледный год зиме". В этот день повсюду снуют и злые силы, от которых нужно защититься, например, вырезав из тыквы прообраз головы.

В наше время в Хеллувин мы вырезаем только тыквы, но во времена друидов было принято вырезать страшные лица из больших реп, кабачков, тыкв, а внутрь вставлять зажженные свечи. Затем их ставили на подоконник или за порог, чтобы защитить семью от сущностей Потустороннего мира, которые в ночь Хеллувина бродят вокруг от заката до рассвета. По традиции, для каждого ребенка в доме вырезалась одна голова. Почему голова? Потому что, как следует из легенды, для кельтов "Благородная Голова" всегда служила символом защиты. В легенде говорится, что Браан был великим королем Времени Легенд, который для того, чтобы навсегда защитить свои земли от иностранных вторжений, приказал отрубить себе голову и сжечь ее на лондонском Белом Холме (там, где сейчас находится лондонский Тауэр). Но даже эта легенда уходит своими корнями в еще более древнее кельтское представление о том, что место обитания человеческой души находится в голове. Так что вырезанные тыквы предназначены для того, чтобы призвать на защиту Голову Браана.

Но хотя в сознании кельтов Самхейн был окружен ореолом таинственности и страха, мрачные черты в этом празднике отнюдь не преобладали. Напротив, это был довольно живописный праздник с веселыми развлечениями, что делало ночь, на которую он приходился, самой веселой ночью в году. В горах Шотландии живописность этому празднику придавали костры, пылавшие на всех возвышенностях. В последний день осени дети приносили смоляные бочонки, собирали длинные сухие стебли папоротника и складывали все это в приготовленную для костра кучу хвороста, Вечером на какой-то возвышенности поблизости от дома раскладывали костер. Эти костры назывались Самхнаган. Жители каждого дома раскладывали собственный костер, считая делом чести сделать его как можно больше. Огнями переливались целые районы. Когда костер угасал, золой прочерчивали круг, в центр которого каждый из участвовавших в устройстве костра клал свой камень. Если на следующее утро один из камней оказывался не на том месте или был поврежден, ни у кого не вызывало сомнений, что положивший его человек обречен умереть в течение двенадцати месяцев.

По всей Европе Хеллувин (Самхейн) отмечался прежде всего как праздник огня. Обычай разжигать огромные костры, прыжки через них распространены везде. То же самое можно сказать о процессиях или беге с горящими факелами вокруг полей, садов, пастбищ и стойл. Менее распространены обычаи подбрасывания в воздух горящих дисков и скатывания с холма горящего колеса. Идет ли речь о кострах или же о факелах, считается, что огонь благоприятствует росту хлебов и благополучию человека и скота, стимулируя их рост и развитие или предохраняя от угрожающих им опасностей: грома и молнии, пожара, вредителей, паразитов, бесплодия, болезней и колдовства. Считалось, что солнечные чары, как составляющая магической церемонии, обеспечат необходимый запас солнечного света для людей, животных и растений путем устройства на земле костров в подражание великому источнику света и тепла в небе. Огонь, как и солнечный свет, является созидающей силой, которая благоприятствует росту растений и всего живого.

И если простые люди ограничивались разжиганием костров и вырезанием лиц из тыкв, то друиды (как и современные маги) вызывали в Хеллувин иные силы, которые помогали им предвидеть будущее любого человека. Но и им нужна защита от злых сил в этот день.

Именно поэтому круг из тыкв упоминается как разновидность высшей друидической защиты и используется при вызывании. Друид становится в центр круга из девяти вырезанных тыквенных голов, освещенных изнутри и поставленных лицами наружу, что обеспечивает ему необходимую защиту во время вызывания. Конечно, лучше всего использовать настоящие тыквы или кабачки, но глиняные и керамические тоже подойдут. И, наконец, используется специальное благовоние. 1 часть полыни, 2 части дурмана, 3 части тиса сжигаются в железном котле на горящих углях. Старинное друидическое руководство по применению трав гласит: "Трава (полынь), цветок (дурман) и дерево (тис) образуют троицу".

Сегодня мало кто разбирается в тонкостях празднования и истоках Хеллувина, но горящие огни в тыквах и костры - самое простое и доступное, что может сделать любой из нас, желая отметить этот древний и в то же время новый праздник. Если вам удастся выставить тыквенную голову на своем подоконнике и перепрыгнуть через костер - считайте, что Хеллувин подарит вам силу и удачу на весь год.

Еще одна версия хеллувинской тыквы. Хеллувинская тыква или Jack - O – Lantern (Джек с фонарем).

Изначально хеллувинская тыква была репой. Именно этот доступный корнеплод использовался древними кельтами для изготовления жутковатого фонарика, который устрашал злых духов и фей в новогоднюю ночь (напоминаем, что многие обычаи Хеллувина – это наследие Самхейна, кельтского Нового Года), и не давал путешественнику сбиться с пути. Такие же фонари использовались для охраны жилищ от злонамеренных потусторонних посетителей.

Так почему подобный светильник называют Джек-с-фонарем ( Jack - O '' L antern )?

С этим названием связана легенда о Джеке, ирландском дебошире и пьянице. Якобы упомянутый Джек однажды зашел в паб пропустить кружечку-другую эля и повстречался там с Дьяволом, который стал торговаться с ним о душе. В конце концов, Джек обещал Дьяволу свою душу в обмен на кружку эля, и тот обратился в шестипенсовик, чтобы беспечный алкоголик смог заплатить за спиртное. Но Джек, вместо того чтобы отдать чертову монетку трактирщику, сунул ее в кошелек, где у него хранился серебряный крестик. Само собой, Дьявол из кошелька выбраться уже не мог (а хотелось). Пришлось ему снова торговаться с хитрым ирландцем, на этот раз за свою свободу. В обмен на нее Джек потребовал, чтобы Дьявол оставил его в покое на 10 лет. Тот принял его условия и сгинул.

Ровно через 10 лет враг рода человеческого снова повстречался со старым знакомым и предъявил права на его душу. Однако Джек и тут проявил смекалку: он попросил предъявителя сорвать для него с дерева яблоко, в качестве, так сказать, последнего одолжения. Дьявол, поразмыслив, согласился и с помощью коварного любителя поздних фруктов взгромоздился на дерево. Ирландец тем временем вынул нож и вырезал на коре изображение креста, лишив услужливого черта шанса спуститься на землю. Торг начался снова, и теперь Джек потребовал, чтобы Дьявол навеки отказался от попыток заполучить его душу (странно, почему он не сделал этого раньше?). И опять невезучий обитатель ада согласился. А что было делать?

Когда Джек, наконец, умер (в том же, кстати, году), его душа наивно подалась в рай, откуда ее прогнали ко всем чертям. Однако и в аду, как выяснилось, Джека никто не ждал: Дьявол сдержал слово и отказался приютить душу ирландца. На вопрос: «Куда же мне теперь идти?» хозяин заведения нелюбезно посоветовал ему убираться туда, откуда пришел. Поскольку путь в это неопределенное место, как гласит легенда, лежал сквозь ледяную тьму, Джеку был подарен адский уголек, чтобы освещать дорогу. А так как там было еще и ветрено, несчастный положил уголек внутрь выеденной репы, которую взял в дорогу. С тех пор Джек-с-Фонарем стал символом неприкаянной души, которая обречена бродить во тьме до Судного дня.

Когда переселенцы из Европы прибыли в Новый Свет, они заменили репу тыквой, так как тыквы там росли гораздо лучше (к тому же их легче опустошить, да и смотрятся они гораздо эффектнее). С тех пор именно тыква стала главным символом Хеллувина, а его основными цветами – оранжевый и темно-фиолетовый (последний обозначает темноту, в которой блуждает душа Джека). Именно эти оттенки стараются использовать в хеллувинских декорациях и открытках.

Наверх

Copyright © 2011-2019 Интернет-газета "Джентри"

Российское общество тарологов

Рейтинг@Mail.ru