Возвращение истинного Рейки - Интернет-газета "Джентри"
Интернет-газета "Джентри"

Возвращение истинного Рейки.

Микао УсуиНа протяжении многих лет мы изучали историю Рэйки с позиции западного менталитета. В целом информация была скудной, а языковые и культурные барьеры не позволяли проверить ее истинность. Жизнь доктора Усуи, или, как его называют в Японии - сенсея Усуи - была окутана мистическим туманом, вследствие чего на Западе появилось много досужих вымыслов. Многие годы на Западе от мастера к мастеру и к их ученикам передавалась "история" Рейки, рассказанная Хавайо Такатой.

Вкратце легенда-сказка со слов госпожи Таката выглядит так: "Микао Усуи родился 15 августа 1865 года в японской провинции Гифу. Он был христианским монахом и, по одной из версий, преподавал в школе при монастыре в городе Киото. Однажды один из учеников спросил, как Иисус и Будда исцеляли наложением рук. Микао Усуи не смог ответить на этот вопрос. В соответствии с японской традицией, учитель не мог продолжать преподавание, если не сумел ответить на вопрос ученика. И тогда Микао Усуи в поисках ответа отправился в странствия. Он побывал во многих странах, путешествие привело его в Америку. Там в Чикаго он обучался богословию. Защитил докторскую диссертацию. Но ответа на свой вопрос так и не нашел. Микао Усуи возвратился на Восток. Там он прошел медитацию и осознал энергию Рейки. Целительную энергию, которой он лечил людей, Микао Усуи назвал Рейки. Микао Усуи вернулся в Киото и в течение семи лет в бедных кварталах этого города исцелял нищих. Однажды он встретил своих бывших пациентов, которые исцелились от своих болезней, но остались нищими. Эти люди не хотели работать. Доктор Усуи был потрясен. Он понял, что мало исцелить человека - необходимо научить его правильно жить. Рассказывают, что Микао Усуи стал ходить днем по улицам города с зажженным факелом. На недоуменные вопросы он отвечал, что ищет людей, которые хотят видеть настоящий свет. Тогда же он написал свои знаменитые пять принципов, которые стали духовной основой Рейки. Так начался новый период его жизни. Микао Усуи стал обучать разработанной им системе целительства Рейки. За свою жизнь он подготовил 16 мастеров. Самого Микао Усуи впоследствии стали называть первым Гранд-Мастером Рейки. Умер Микао Усуи в марте 1926 года. Одним из первых его учеников стал Чуджиро Хаяши (в литературе вы можете встретить другие написания его имени - Чюд-зиро Хаяси или Тюдзиро Хаяси). Он основал в Токио клинику, где круглосуточно лечили людей, используя метод целительства Рейки. Причем в лечении, как правило, одновременно участвовали несколько целителей. Пациент, исцелившись от своего недуга, часто тоже становился целителем Рейки и принимал участие в лечении других больных. Чуджиро Хаяши обучил Рейки большое количество людей и 16 (по другим данным 13) человек посвятил в мастера. Он был назван вторым Гранд-Мастером Рейки. Его ученицей была и Хавайо Таката, которая стала его преемницей и следующим Гранд-Мастером Рейки..."

Вопросов эта сказка вызывает множество. Но одно несомненно - эта легенда придумана госпожой Таката с целью создания бизнеса. Бизнеса на Рейки. Бизнеса, цель которого - зарабатывание денег на Рейки. Доктор Усуи никогда не был христианином, а следовательно, и не преподавал в христианской школе при монастыре. И вообще никакого отношению к христианству и преподаванию в христианских заведениях Усуи не имел. Чушь про христианство Усуи Токата придумала, чтобы легче ввести свою систему в христианских странах. Усуи исповедовал буддизм. В сказке, рассказанной Хавайо Такатой, говорится о работе Микао Усуи в колледже при университете Досиса в Киото. Но архивариусы колледжа и университета не нашли никаких подтверждающих документов...

С момента смерти Микао Усуи (9 марта 1926 г.) основанная им община Усуи Шики Рёйо последовательно возглавлялась пятью президентами, истинными и единственными преемниками Микао Усуи. Первым был господин Ушида, взявший на себя руководство сразу после смерти сенсея Усуи, вторым - господин Йичи Такетоми; третьим - Ёшихару Ватанабе; четвертым - Ванами. В настоящее время президентом является госпожа Кимико Кояма.

Титулы Великий мастер или Хранитель наследия не употребляются и никогда не употреблялись членами общины Усуи Шики Рёйо или Усуи Кай, как оно теперь называется. Следовательно, было бы непростительной ошибкой присваивать этот титул господину Чуд-жиро Хаяши, как это повсеместно делается на Западе. Единственным преемником сенсея Усуи стал господин Ушида в 1926 году. Господин Хаяши был одним из многих уважаемых учеников сенсея Усуи, ни больше, ни меньше. В те времена ученики, которым президент давал благословение, открывали собственные школы. Именно поэтому в Японии так много ответвлений и школ Рэйки. Однако никто не подвергает сомнению лидерство госпожи Кимоко Кояма.

Причина, по которой Запад не знает правды об истинном преемнике сенсея Усуи, весьма тривиальна. Если вы спросите представителей японского Рейки о Рейки Такато, то скорее всего услышите, что их не интересует искусство Рэйки, культивированное за рубежами Японии. Отсутствие обратной связи со страной-прародительницей Рэйки объясняет многое. В отличие от западных людей японцы очень спокойно относятся к происходящему и воспринимают его как должное. Идет дождь, значит, идет дождь, и слава Богу. Светит солнце? - Вот и славно, что светит. То, что происходит за пределами Японии, самих японцев практически не интересует, будь то природные катаклизмы, войны, политические хитросплетения и, конечно, Рэйки "иностранного производства", как бы не искажена была его истинная природа.

После смерти Сенсея Усуи движение Рэйки раскололось на несколько групп, в число которых входила и группа доктора Хаяши - Шики Рэйки Риохо. Известно, что в какой-то момент доктор Хаяши порвал с Усуи Рэйки Риохо Гаккай, поскольку свою собственную систему он назвал Хаяши Шики Рэйки Риохо, а не Усуи Рэйки. Есть еще один любопытный факт, который наводит на некоторые размышления. А именно: всех нас учили, что Хавайо Таката получила свою степень Мастера Рэйки от доктора Хаяши. Однако Усуи Рэйки Риохо Гаккай не позволяет никому, кроме своего президента присуждать такой титул, даже, невзирая на то, что таким людям, как доктор Хаяши, разрешалось иметь собственных учеников. Значит, Токата придумала это? История с присвоением Такате титула Мастера Рейки, а позднее Гранд-Мастера, сомнительна и постольку, поскольку сам Хаяши не был ни Мастером, ни тем более Гранд-Мастером. Оба эти титула ввела сама Хавайо Таката. Микао Усуи никогда не называл себя Мастером. Высший уровень в Рейки он называл Сихан, что означает "учитель". И сейчас люди называют Усуи Сэнсэем (Учителем). Что может быть выше звания Учителя!

Система Усуи Рэйки Риохо была создана как система Ронин, т.е. система, не имеющая хозяина, для того, чтобы ни один человек не смог предъявить на нее исключительного права, как в момент ее появления, так и в будущем. Это сделало систему Рэйки свободно доступной каждому, кто желал практиковать ее. Но нашлись желающие не только практиковать Рейки, но и зарабатывать на Рейки.

В настоящее время написано огромное количество книг о Рэйки. В большинстве из них описывается история Рэйки рассказанная Хавайо Таката. Авторы, как правило, дословно повторяют имеющиеся у них материалы. Многих людей удивляет, почему столько авторов продолжают пересказывать ту же историю, хотя факты ее не подтверждают. Одна из причин - многие из подобных книг написаны до того, как эти факты получили широкую огласку. В системе западного Рейки очень большое значение имеют деньги. Установление платы за обучение в соответствии с рекомендацией Хавайо Таката таково: первый уровень - 150$, второй 500$, третий 10000$ (уровень Мастера).

Столь высокую, с точки зрения обычного человека плату, Хавайо Таката объясняла тем, что именно такую сумму за обучение вносила она сама. Она утверждала так же, что это внушает большое уважение к энергии Рэйки.

Надо сказать, что не все понимают это таким образом. Некоторым Мастерам такой способ внушения уважения с помощью денег кажется искусственным. Он отвлекает внимание от того уважения, которое заслуживает Рэйки благодаря своему лечебному действию и другой, приносимой им пользе. Кроме того, для многих людей высокая плата за обучение становится решающей и является препятствием для получения Рэйки. Это противоречит духу того, что имел ввиду доктор Усуи, который хотел, чтобы Рэйки было доступно каждому и не ограничивалось одной избранной группой.

Хавайо Таката утверждала, что официальное вознаграждение за овладение мастерством Рэйки должно составлять 10000 долларов; если вы не вносите эту сумму, вы не можете практиковать Рэйки. В организации Рэйки, основанной кем-то из учеников Хавайо Таката особенно подчеркивается необходимость внесения 10000 долларов и часто это требование становится определяющим. Такая высокая плата оказалась одним из основных препятствий для распространения Рэйки в мире, особенно в начале 80-х годов, когда практически все мастера на Западе требовали за обучение именно такую сумму. Но плата в размере 10000 долларов, как и другие денежные нормы, никогда не были частью Усуи Рэйки и являются инициативой г-жи Таката.

После смерти Хавайо Таката, одна из 22-х инициированных ею учеников, Айрис Исикура, решила пренебречь этими требованиями. Она начала брать за обучение, в том числе и за последнюю ступень очень умеренную плату, а в некоторых случаях обучала даже бесплатно. Благодаря этому, в начале 80-х годов некоторые мастера заплатили за свой уровень не так много и развитие Рэйки на Западе пошло значительно быстрее, и число Мастеров Рэйки стало значительно увеличиваться. В настоящее время умеренная плата за обучение, в том числе и за уровень Мастера Рэйки стала нормой, и лишь немногие школы по-прежнему требуют к оплате сумму 10000 долларов.

Сегодня все больше людей, практикующих Рейки, понимают, что плата за посвящения и настройки - это часть бизнеса. Бизнеса, не имеющего никакого отношения к Рейки. В момент получения настройки, кем угодно и от кого угодно, Рэйки всегда здесь, с нами. Эта энергия неизмерима и не поддается логическому осмыслению. Когда в ней возникает необходимость, ее поток течет сам по себе и именно туда, куда нужно. При осуществлении качественного изменения сознания, которое позволяет нашим сердцам настроиться на внутреннее божественное Я, приземленное эго становится послушным рабом Духа. Целительный и благой потенциал Рейки необъятен и не может быть осознан в рамках эгоцентричного сознания и тем более той или иной суммы денег. Смятение чувств понуждает нас заглянуть в глубину своих сердец и испытать целостность нашей натуры. Смятение помогает практикам и Рэйки инициировать поиск истинной цели и осознать нашу собственную правду - либо мы практикуем Рэйки, либо являемся неотъемлемой частью этой энергии.

С раскрытием новой информации у западной школы Рэйки появилось три возможности. Во-первых, можно пересмотреть свои позиции в свете аутентичной японской традиции. Во-вторых - продолжать избранный ранее путь. Существует и компромиссный вариант - поиск золотой середины.

В проспектах, используемых для рекламы своих групп, Хавайо Таката утверждала, что она является единственным мастером Рэйки во всем мире. Кроме того, она заявляла, что все Японские мастера погибли во время войны. Это подтверждали и ее ученики, а так же члены двух организаций, основанных учениками Таката после ее смерти. Подобные рассказы расхолаживали любого, у кого возникало желание серьезно обучаться и практиковать Рэйки. В такой ситуации Таката оказалась единственным источником информации.

Сейчас известно, что в Японии мастера Рэйки существовали и занимались практикой всегда - как во время, так и после войны. Фактически Рэйки в Японии практиковали постоянно, и представлено оно было организацией, основанной самим доктором Усуи - Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Известно так же, что после войны Хавайо Таката поддерживала связь, по крайней мере, с несколькими Мастерами Рэйки из Японии. Одним из них была жена доктора Хаяши, Тие Хаяши, подруга Хавайо Таката, которая продолжала обучать и практиковать Рэйки в Японии.

Хавайо Таката утверждала, что она является представителем Усуи Рэйки Риохо и обучает этой системе в неизменной форме, причем делает это так же, как делал это доктор Усуи. В настоящее время известно, что многим из упражнений, которые практиковал доктор Усуи, г-жа Таката не обучала. Несмотря на тот факт, что некоторые из них она знала - об этом свидетельствует ее же дневник. Кроме того, Хавайо Таката утверждала, что она является приемником доктора Хаяши и отвечает за его клинику. Согласно проведенным исследованиям, официальным приемником доктора Хаяши, стала Тие Хаяши.

Среди учеников Хаяши г-жа Таката стала 13-ой. Как стало известно и Хаяши и Таката составили специальные руководства по терапевтическому использованию системы Рэйки. Они разрешали своим ученикам записывать то, что говорилось и демонстрировалось на занятиях. Делалось это главным образом с расчетом на последующие поколения учеников. Однако многие западные мастера Рэйки, практикующие по системе Рэйки Таката, убеждены в том, что в основе Рэйки лежит исключительно устная традиция целительства.

Таката утверждала, что Рэйки - это исключительно устная традиция и ученикам на занятиях, не разрешалось делать какие либо записи. Так же не предоставлялось никаких учебных и методических пособий, не разрешалось зарисовывать символы Рэйки на бумаге. Адепты вынуждены были их запоминать. Она строго придерживалась этого правила и передала его своим ученикам как неотъемлемую часть Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Зачем нужен был этот обман?

В 1982 году на Гавайях состоялась первая официальная встреча Мастеров Рэйки, посвященная памяти Хавайо Таката. К тому времени вместо привычного звания Учитель Рэйки стали использовать другое - Мастер, хотя в Японии к человеку подобного уровня все еще обращались (а в Японских направлениях Рэйки обращаются до сих пор) традиционно - Сенсей. На встрече присутствовали многие ученики Хавайо Таката. Обмениваясь полученными знаниями и навыками, они выяснили, что их практики Рэйки значительно отличаются друг от друга. Разница обнаружилась не только в методологии учения и настройках, но и в символах Рэйки. При сопоставлении ряда аспектов выяснилось, что г-жа Таката использовала в процессе обучения самые разные приемы и методики. Оказалось, что нет единой системы Токата Рейки. Именно Таката Рейки, потому что к Рейки Микао Усуи эта система не имела никакого отношения. Опять-таки, зачем это делала Таката? Зачем умышленно давала совсем не то, чему ее учили?

Чтобы сохранить свою интерпретацию системы Рейки, с каждого из посвященных Мастеров Таката взяла священную клятву учить точно так, как это делала она. Таката в своем преподавании и практике отказалась от многого из того, что считал важным доктор Усуи, и добавила ряд собственных правил. Некоторые из этих правил кажутся ограничительными, и, ради ясности повторим, то, чему она учила, следует называть Таката Рейки.

Еще до первой встречи на Гавайях надо было определить, кто станет официальным приемником г-жи Таката, как теперь принято называть, Великим Мастером или Грандмастером. Напомним, доктор Микао Усуи термин Грандмастер никогда не использовал, не используется он и в традиционных, Японских направлениях Рэйки, в том числе и в Усуи Рэйки Риохо. Вообще, на Востоке, и Японии в частности, подобного рода амбициям не уделяют вообще никакого внимания. Здесь накладывается отпечаток культурных и социальных норм. То, что является очень значимым и беспокоит разум западного человека, на Востоке считается лишь бесполезным и никому не нужным набором значений и слов, и в лучшем случае воспринимается как препятствие на пути к достижению цели. Например, линия преемственности мастерства не является для Японии важным аспектом, таким, как на Западе Большинство практикующих и учителей Рэйки не знают где, когда и у кого их Мастер проходил обучение Рэйки, их это просто не волнует. На Западе, и в России в частности, очень важным считается, чтобы линия мастеров от Усуи была как можно короче. Какое это отношение имеет к Рейки? Это лишь амбиции западного человека. Еще раз напомню, система Усуи Рэйки Риохо была создана как система Ронин, т.е. система, не имеющая хозяина, для того, чтобы ни один человек не смог предъявить на нее исключительного права, как в момент ее появления, так и в будущем. Это сделало систему Рэйки свободно доступной каждому, кто желал практиковать ее. Так при чем здесь бумажки с перечнем фамилий?

В линии преемственности мастеров, которой так дорожат на Западе, на первом месте стоит Ми-као Усуи, затем идут имена других учителей Рейки, что как бы говорит о том, что все мастера учат Рейки Усуи. Но изменения, внесенные Хаяши в систему доктора Микао Усуи, были столь объемны, что фактически создали базу для формирования нового стиля. Таким образом, г-жа Таката унаследовала уже систему доктора Хаяши. Не подозревая об этом, она передавала ее своим ученикам как Систему Естественного Оздоровления Микао Усуи. До того как на Западе стало известно о существовании Японского общества "РЭЙКИ ГАККАЙ", подавляющее большинство учеников были уверены в том, что кроме системы Рэйки, переданной Хавайо Такатой, других стилей не существует. Однако система, пришедшая на Запад под названием "Система естественного исцеления Усуи" - УСУИ ШИКИ РИОХО, на самом деле восходит своими корнями к Хавайо Таката и Тюдзиро Хаяши.

Один из Японских Мастеров и учителей Рэйки, предложил использовать для всех западных направлений термин "Хаяши Рэйки" или "Таката Рэйки". Он сделал это, когда ему стало известно, что Филлис Фурумото пыталась получить эксклюзивное право на иероглиф Рэйки. К счастью эта абсурдная идея была снята с повестки дня. Из этого случая видно, насколько сильно отличается мировоззрение восточного и западного направлений.

Западные мастера очень пекутся о линии преемственности мастеров и настаивают на признании линии преемственности Усуи - Хаяши - Таката - Фурумото. Но в случае с Таката это не может быть истиной. Нет сомнений в том, что и Барбара Вебер Рэй и Филлис Фурумото были приемниками г-жи Таката. Но здесь важно отметить, что Хавайо Таката никогда не была приемником Микао Усуи и никогда не обучала техникам Усуи Рэйки Риохо. Хавайо Таката проходила лечение и настройку у доктора Хаяши, а он в то время уже порвал с Усуи Рэйки Риохо Гаккай, создав собственную школу и что более важно собственный, совершенно отличный от Усуи Рэйки, стиль.

Так что факты свидетельствуют о том, что Хавайо Таката не обучала тому же виду Рэйки, которому обучал доктор Усуи, и ее организация никогда не была частью организации, созданной доктором Усуи. Она, как и ее ученики, не наследовали систему Усуи Рэйки.

В случае с Западным Рэйки трудно установить, что на самом деле произошло между доктором Усуи и доктором Хаяши, между доктором Хаяши и Хавайо Таката, поскольку никого, кто мог принимать в этом участия, уже нет в живых. Последние исследования, проведенные в Японии и на Западе, показывают, что доктора Хаяши в Усуи Рэйки Риохо Гаккай считали "плохим парнем".

В свое время в Западной литературе по Рэйки была очень популярна история о "внутреннем самоубийстве" доктора Хаяши. Писали о том, что он совершенно осознанно остановил свое сердце во время медитации. Исследования, проведенные в Японии, показывают, что это не правда. После того как Хавайо Таката стала членом организации доктора Хаяши (примерно в 30-е годы), и он и она часто ездили в Соединенные Штаты. К тому времени разразилась Вторая Мировая война и Америка стала врагом Японии. Согласно Японским источникам, доктор Хаяши решил покончить с жизнью, в связи с тем, что его обвинили в шпионаже. Этого требовал кодекс чести Самурая - Бусидо, моральные принципы которого оказывают достаточно сильное влияние на культуру и быт Японии, и по сей день.

В 1940 году Чуджиро Хайаши совершил над собой сэппуку (более правильное название явления, которое мы обычно называем как харакири). Есть и другая версия самоубийства - причиной самоубийства стал банальный страх перед призывом в армию (надвигались серьезные боевые действия на Тихоокеанском театре военных действий). Рэйкисты, правда, стараются всем навязать несколько иную точку зрения: "Д-р Хайаши ощущал приближение войны между Соединенными Штатами и Японией. Мастер Рейки не мог примириться с мыслью о том, что ему, офицеру-отставнику, нужно будет возобновить службу в Военно-морском флоте. И он решил привести в порядок свои дела. В это время на Гавайях госпожа Таката видела яркий сон, глубоко тронувший ее сердце. Она поняла, что должна ехать в Японию и быть рядом с доктором Хайаши. Когда она приехала, д-р Хайаши сказал ей, что грядет война и кто в ней будет победителем, что она должна делать и куда уехать, чтобы избежать опасности, ведь она была японкой американского происхождения, да еще живущей на Гавайях. Все это он предвидел и передал госпоже Таката для ее защиты и сохранения Рейки. После того, как д-р Хайаши уладил все свои дела, он позвал свою семью вместе с Мастерами Рейки. Высказав им последние свои пожелания и признав госпожу Таката его преемником в Рейки, он попрощался со всеми. Сидя в официальной японской позе, одетый в традиционную японскую одежду, он закрыл глаза, и его дух покинул тело". Но опять-таки, версия Таката - это не боле чем выдумка.

Я думаю, что ученики Рейки попадают именно к тем учителям, которые им нужны. Каждый учитель имеет право назначить любую плату или учить бесплатно. Сумма, уплаченная за обучение Рейки, никак не влияет на качество обучения. Как мы видели, Хавайо Таката брала очень высокую плату за подготовку в течение одного уик-энда. Потом некоторые учителя Рейки стали тратить на подготовку мастера значительно больше времени за меньшее вознаграждение. И именно благодаря им Рейки стало распространяться по миру.

С начала 1990-х годов Рэйки распространилась и в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Кургане, Новосибирске, Салавате и др. У нас в стране действует несколько организаций Рэйки, представляющих собой разные направления этой системы, но все они, по-видимому, представляют собой западные течения Рэйки. Изначально Рэйки в Россию пришло к нам из Германии. Руководители различных российских направлений в "Рэйки" постоянно устраивают между собой споры и разборки по поводу того, кто из них имеет большее право называться самой легитимной и аутентичной школой "Рэйки". Рэйкисты постоянно обвиняют друг друга в "фальшивости", "примазывании" и т.п.: "По существу дела даже нельзя вводить такие понятия "истинное" или "неистинное" Рэйки. И хотя в жизни эти понятия широко используются в повседневном применении, в реальности есть только Рэйки и не-Рэйки: шелуха, подделка, примазывание, примыкание, имитация, попытка загримироваться под Рэйки, использовать честь и славу Рэйки в своих целях. Образуются группы, старающиеся растащить Рэйки по национальным и религиозным "квартирам", возникает даже некое противостояние и борьба между такими группами под лозунгами типа "наше Рэйки - самое лучшее Рэйки в мире! В результате размывается, выхолащивается духовная основа Рэйки, снижается ответственность мастеров и, тем более, учеников Рэйки. При этом не люди подтягиваются до высоких духовных уровней, а Рэйки пытаются низвести до удобного потребительского уровня, до приемов бытовой магии. Это процесс аналогичный процессу обмирщения религий. Этим путем идет большинство.

На самом же деле, все они, что самое примечательное, не имеют никакого отношения к Микао Усуи. Никакой преемственности у российских рэйкистов нет. В Японии относятся весьма скептически к последователям Такаты, утверждая, что ее задание распространять "Рэйки" в Америке никоим образом не давало ей право представляться официальной преемницей Усуи через Хайаши. Японские рэйкисты называют учение преемников Такаты "модифицированным и примитивизированным". Японские мастера "Рэйки" утверждают, что история "Рэйки" распространяется с точки зрения (и, конечно же, с соответствующими поправками) западного течения "Рэйки". Японские рэйкисты говорят, что и в самой Японии сегодня существует множество течений "Рэйки" (или точнее - Усуи-Шикирю), но сомнений в правопреемственности Коямы в "Японском Рэйки Обществе" ни у кого нет".

Столь подробный экскурс проделан был мною исключительно только с одной задачей - донести людям, которые хотят заниматься Рейки, что не имеет никакого значения кто вас посвящал в Рейки. Рейки - это энергия. Рэйки - это энергия жизни, пронизывающая всю нашу Вселенную и присутствующая в ней с момента сотворения Мира. И никто не может предъявлять на эту энергию какие-то исключительные права, будь у кого хоть 100 дипломов, висящих в рамочках в его кабинете.

Наверх

Copyright © 2011-2017 Интернет-газета "Джентри"

Российское общество тарологов

Рейтинг@Mail.ru